Юридический адрес не совпадает с фактическим местонахождением

Согласно сложившейся терминологии (кстати, не закрепленной в действующем российском законодательстве) под юридическим адресом обычно подразумевается адрес организации, указанный в ее учредительных документах.

А под фактическим адресом — место реального осуществления деятельности ее генерального директора (президента, директора или иного единоличного исполнительного органа).

Еще иногда выделяют почтовый адрес, то есть адрес, который организация указывает в заключаемых договорах, письмах и иных документах как адрес для направления ей почтовой корреспонденции.  

Зачастую данные адреса не совпадают. Рассмотрим какие же риски несет организация при несовпадении юридического и фактического адресов.

Юридический адрес и его изменение

 Юридический адрес имеет важное значение при регистрации юридического лица. В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» госрегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (директора или иного руководителя).

Если участниками (участником) принято решение об изменении места нахождения юридического лица, то информация об этом в установленной форме в течение трех рабочих дней должна быть сообщена руководителем организации в налоговую инспекцию по месту нахождения организации. При необходимости, вносятся соответствующие изменения о новом месте нахождения (юридическом адресе) в учредительные документы.          

К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) должно быть приложено:

— решение об изменении места нахождения юридического лица;

— документы, подтверждающие наличие у юридического лица или у  участника ООО, владеющего долей не менее 50 % в уставном капитале,  права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу организации.

Регистрация изменения юридического адреса осуществляется налоговой инспекцией по новому месту нахождения организации.

Более подробно о процедуре государственной регистрации в ЕГРЮЛ при изменении места нахождения организации Вы можете узнать в статье «Поэтапный порядок действий при государственной регистрации смены местонахождения организации (при изменении юридического адреса), в том числе в Москве и Санкт-Петербурге« .

Ответственность за несовпадение юридического адреса и местонахождения

По вопросам рассмотрения судами споров, связанных с достоверностью  юридического адреса юридических лиц в 2013 году Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принял специальное постановление.

В данном постановлении Пленум ВАС РФ разъяснил, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

При этом Пленум ВАС РФ указал, что адрес юридического лица (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа) может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.).  

Согласно ч.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ  место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Адрес юридического лица должен быть указан в ЕГРЮЛ (едином государственном реестре юридических лиц).

При этом гражданское законодательство не устанавливает ответственности за работу организации (ее органов управления) в ином месте, не указанном в учредительных документах. Однако возлагает на юридическое лицо риски последствий неполучения юридически важных сообщений по юридическому адресу, устанавливая правило, что корреспонденция, доставленная по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считается полученной организацией, даже если она не находится по указанному адресу.   

Налоговые же органы относятся к случаям несовпадения юридического и фактического адресов более категорично, обладая правом:

1) Привлекать к административной ответственности на  основании ч.3 ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом,  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

2) Предъявить требование о ликвидации юридического лица на основании ч.2 ст.25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», трактуя факт неуведомления  об изменении места нахождения юридического лица как грубое нарушение закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.  

При этом ликвидация юридического лица возможна только в судебном порядке, поэтому налоговая инспекция как регистрирующий орган обязана представить в суд доказательства того, что связь с организацией по указанному в ЕГРЮЛ ее адресу невозможна (например, в качестве доказательств могут выступать подтверждения, что представители юридического лица по указанному в учредительных документах адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла» и т.п.).

Важно учитывать, что налоговая инспекция до предъявления требования в суд должна направить этому юридическому лицу (в том числе в адрес его  руководителя (директора) и учредителей (участников)) уведомления о необходимости представления достоверных сведений об его адресе. И только при неполучении данных сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

При принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица суд также принимает меры по извещению руководителя организации и ее учредителей (участников) о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии иска по их месту жительства (месту нахождения).

У суда сохраняется право предложить организации принять меры по устранению нарушения посредством направления в налоговую инспекцию достоверных сведений об ее адресе и при этом отложить судебное разбирательство для подачи указанных сведений. И только при невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении требований к госрегистрации. 

3) Внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в данном реестре сведений о юридическом лице.

Остановимся на данном виде рисков налогоплательщика более подробно.

Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ 

Право вносить запись о выявленной недостоверности сведений относительно местонахождения организации налоговые органы получили относительно недавно, в начале 2016 года, но пользуются им достаточно активно.

Внесению записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о местонахождении организации должна предшествовать проверка.  Основанием для данной проверки может быть возникновение обоснованных сомнений в достоверности сведений, зарегистрированных в едином реестре, в частности, в случаях:

а) поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица;

б) предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц (например, при реорганизации).

Проверка может проводится посредством следующих методов:

— изучение имеющихся у налоговой инспекции документов и сведений;

— получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

— получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

— проведения осмотра объектов недвижимости;

— привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Важно учитывать, что при рассматриваемых обстоятельствах проведении осмотра объекта недвижимости представители налоговой инспекции могут проводит в отсутствии руководителя или иных уполномоченных представителей проверяемой организации.  Однако в ходе осмотра должны присутствовать не менее двух понятых или проводиться видеосъемка. В первом случае в протоколе осмотра должны быть подписи понятых, а во втором — соответствующая отметка о видеосъемке.

В случае, если в результате указанных выше действий будет установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о местонахождении организации, то ДО ПОМЕЩЕНИЯ ЗАПИСИ О НЕДОСТОВЕРНОСТИ регистрирующий орган (налоговая инспекция) должен сначала направить уведомление о необходимости представления достоверных сведений по следующим адресатам:

— в организацию, юридический адрес которой указан неверно в ЕГРЮЛ;

— руководителю этой организации;

— учредителям (участникам) этой организации.

Уведомления могут быть направлены в том числе по адресу электронной почты.И ТОЛЬКО ПО ИСТЕЧЕНИИ ТРИДЦАТИ ДНЕЙ с момента направления указанного выше уведомления, если юридическое лицо не предоставляет в соответствующую налоговую инспекцию подтвержденные документами сведения о реальном своем местонахождении, регистрирующий орган  вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений, в частности,  о местонахождении юридического лица.

Среди основных неприятностей внесения данной записи о недостоверности:

1) невозможность государственной регистрации иных сведений об организации пока не будет удалена из ЕГРЮЛ запись о недостоверности;

2) возможность принятия налоговой инспекцией решения об  исключении записи об юридическом лице, если запись о недостоверности сведений не будет удалена в течение шести месяцев с момента ее внесения.  

Проверить наличие записи о недостоверности можно по выписке из ЕГРЮЛ, которую можно получить по ссылке https://egrul.nalog.ru

Александр Лавров, эксперт по налоговому праву Научно-исследовательского института правовых экспертиз и комплексных исследований, Е-mail: info@niilex.ru