Штрафы за нарушение режима самоизоляции (повышенной готовности).

В статье рассмотрены возможные юридические основания для привлечения к ответственности за нарушение режима самоизоляции (повышенной готовности), а также правила применения санкций  различных статей действующего административного законодательства.

См. также:

— Прогулка с ребенком, экстренная поездка к врачу и иные случаи крайней необходимости как основания для освобождение от ответственности (штрафа) при нарушении режима самоизоляции;

Пошаговая инструкция по самостоятельному оспариванию штрафа за нарушение режима самоизоляции (повышенной готовности).

Юридические основания для режима самоизоляции 

В закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в экстренном порядке были внесены изменения, вступившие в силу с 01 апреля 2020 года, которые закрепили за Правительством Российской Федерации полномочия:

— принимать решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Параллельно за региональным и местными органами власти тем же законом были  закреплены полномочия устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

При этом региональные и местные органы власти наделены правом устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, но, в любом случае, данные региональные и местные правила не могут противоречит федеральным правилам, установленным Правительством Российской Федерации.

Уже 2 апреля Правительством Российской Федерации постановлением за № 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В связи с возникновением большого количества вопросов и упорядочивания разнородной судебной практики привлечения к ответственности за нарушение указанных выше правил Президиум Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года издал разъяснения, на которые будет ориентироваться в настоящей статьей далее.  

С учетом некой громоздкости и непонятности термина «режим повышенной готовности» с подачи средств массой информации среди жителей страны более привычным стал термин «режим самоизоляции», который фактически стал синонимичным указанному выше официальному термину, закрепленному в законе. Для  удобства в статье будем также использовать это более простое определение.

Можно обратить внимание, что постановления многих региональных руководителей были приняты раньше описанных выше изменений федерального законодательства, фактически подтвердивших представленные регионам полномочия постфактум.  В качестве примера можно привести Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (к слову сказать, в который были  внесены изменения уже 10 апреля 2020 г.), Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ (также отредактированного 12 апреля 2020 г.) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области».

Не будем в данной краткой статьей рассматривать особенности легитимности ввода и целесообразность введения некоторых излишне жестких и зачастую недостаточно обдуманных ограничений в указанных выше правилах, это основание для комплексных и системных будущих исследований.

В настоящей же статье остановимся на защите прав жителей нашей страны при привлечении их к административной ответственности за нарушении установленных правил режима самоизоляции.  

Какая статья за нарушение режима самоизоляции при КОВИД-19 ? 

Можно обратить внимание, что ранее Кодекс об административных правонарушениях, а именно его статья 20.6 за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривал ответственность только должностных лиц и юридических лиц и только уже при возникновении ЧС.  

Однако в Кодекс об административных правонарушениях срочно была с 01 апреля 2020 года добавлена статья 20.6.1., которая:

— во-первых, ввела ответственность граждан;

— во-вторых, существенной увеличила ответственность должностных лиц и юридических лиц;

— в-третьих, установила ответственность за рецидив (повторность) нарушения;

— и, наконец, установила, что к ответственности можно привлекать не только при режиме ЧС, но и при режиме повышенной готовности (угрозе возникновения чрезвычайной ситуации).  

Согласно ст.20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации  предусмотрены следующие виды ответственности:

а) для граждан — предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 30 000 руб.;

б) для должностных лиц — штраф от 10 000 до 50 000 руб.;

в) для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 50 000 руб.;

г) для юридических лиц — штраф от 100 000 до 300 000 руб.

Также предусмотрено увеличение ответственности за повторное нарушение или в  случаях, если нарушение правил привело к заболеванию человека (причинению вреда здоровью): 

а) для граждан — штраф от 15 000 до 50 000 руб.;

б) для  должностных лиц — штраф от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию (запрет занимать соответствующие должности) на срок от одного года до трех лет;

в) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.  

Также ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при режиме самоизоляции предусмотрена статей 6.3 Кодекса об административных правонарушениях, которая 01 апреля 2020 года была дополнена двумя новыми частями (квалифицирующими составами), в которых минимальный размер штрафа для граждан был увеличен в 150 (!!!)  раз (с 100 руб. до 15 000 руб.).  

Итак, в настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 6.3. КоАП невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина), а также невыполнение выданного законного предписания (постановления) или требования санитарного инспектора являются основаниями для следующих видов административной ответственности:

а)  для граждан — штраф от 15 000 до 40 000 руб.;

б) для должностных лиц — штраф от 50 000 до 150 000 руб.;

в) для индивидуальных предпринимателей — штраф от 50 000 до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

г) для юридических лиц — штраф от 200 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Еще более жесткая ответственность предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло заболевание человека (причинение вреда здоровью).

Для этих случаев предусмотрены следующие виды административной ответственности:

а) для граждан — штраф от 150 000 до 300 000 руб.;

б) для должностных лиц — штраф от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию (запрет занимать определенный должности) на срок от одного года до трех лет;

в) для индивидуальных предпринимателей и для юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона руб. или  приостановление деятельности на срок до 90 суток. 

С учетом сложившейся в разных регионах противоречивой практики привлечения к ответственности за одинаковые правонарушения по разным административным статьям и, соответственно, к разному уровню ответственности,  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля были приняты следующие разъяснения: Статья 6.3 КоАП является специальной по отношению к статьей 20.6.1. КоАП. Говоря простым языком, при нарушении правил режима самоизоляции, в основном,  должна применяться статья  20.6.1. КоАП (с меньшим уровнем ответственности), кроме специально указанных случаев, к которым относится нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Например,  согласно п.2 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 всем прибывшим из-за границам предписано:

— незамедлительно сообщать на «горячую линию» о своем возвращении в Россию, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания;

— в случае ухудшения состояния здоровья незамедлительно вызывать врача на дом, сообщая о своем прибытии из-за границы; 

— находится на домашней самоизоляции 14 дней со дня прибытия.

Исходя из разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года,  к ответственности по части статьи 6.3 Кодекса об административных правонарушениях также подлежат лица с подозрением на наличие у них КОВИД-19 и находящиеся в контакте с ними,  уклоняющиеся от лечения заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемиологический режим, а также не выполнившие предписание (постановление) или предписание представителя санитарно-эпидемиологического надзора. 

Таким образом, нарушение режима самоизоляции допущенное гражданами, прибывшими из-за границы или при наличии признаков КОВИД-19, а также контактировавшими с ними,  может квалифицироваться по статье 6.3. КоАП, а для всех же остальных граждан — по статье 20.6.1. КоАП.Аналогично, нарушение выданных санитарными врачами (представителями санитарно-эпидемиологического надзора) требований обязательных для исполнения предписаний об изоляции или госпитализации, а также о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выполнении работ по дезинфекции и т.п., является основанием для привлечения к ответственности по статье 6.3. КоАП.

При отсутствии же данных предписаний и иных санитарно-эпидемиологических требований подлежит применению статья   20.6.1 КоАП.  

С учетом приведенного выше сравнений правовых норм Кодекса об административных правонарушениях РФ можно составить следующую условную таблицу, наглядно иллюстрирующую размер штрафа для граждан, который может им грозить за нарушение самоизоляции:

 1. При первом выявленном нарушении, если оно не повлекло заболевание человека
1.1. Для всех граждан, кроме указанных далее в п.1.2. предупреждение или штраф в размере от 1 000 руб. до 30 000 руб.
1.2. Для граждан, прибывших из-за границы, либо нарушивших выданное им предписание санитарного врача либо при ином нарушении санитарно-эпидемиологических требований. штраф от 15 000 до 40 000 руб.;
 2. При повторном нарушении либо если нарушение вызвало заболевание человека
2.1. Для всех граждан, кроме указанных далее в п.2.2. штраф от 15 000 до 50 000 руб.
2.2. Для граждан, прибывших из-за границы, либо нарушивших выданное им предписание санитарного врача либо при ином нарушении санитарно-эпидемиологических требований. штраф от 150 000 до 300 000 руб.

 ВНИМАНИЕ ! Региональное законодательство может устанавливать иные размеры штрафов. О правилах разделения обстоятельств, при которых применяется федеральное или региональное законодательство см. далее параграф «КоАП Москвы или КоАП Российской Федерации ?»  

Как уменьшить размер штрафа ?  

Вопросы уменьшения размера штрафных санкций и освобождения от ответственности за нарушение режима самоизоляции рассмотрены на нашем информационном портале в статье  «Прогулка с ребенком, экстренная поездка к врачу и иные случаи крайней необходимости как основания для освобождение от ответственности (штрафа) при нарушении режима самоизоляции».   

Срок для назначения штрафа за нарушение режима повышенной готовности. 

Важно учитывать срока давности привлечения к ответственности, который для указанных выше статей различен.

Для ст.20.6.1 Кодекса об административных правонарушений срок давности привлечения к ответственности составляет три месяца с момента обнаружения правонарушения, а для ст.6.3. КоАП — один год с момента обнаружения.  

Нарушение режима самоизоляции иностранцами 

Граждане других стран и лица без гражданства за нарушение установленных правил самоизоляции в России несут административную ответственность на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.   

КоАП Москвы или КоАП Российской Федерации ? 

Отдельного внимания заслуживают ситуации, при которых ответственность за  нарушение режима самоизоляции отдельно установлена в региональном законодательстве об административных правонарушениях того или иного субъекта Российской Федерации.

Для примера рассмотрим соотношение норм об ответственности, предусмотренных Кодексом города Москвы об административных правонарушениях и федеральным Кодексом об административных правонарушениях.

Федеральные нормы за нарушение режима повышенной готовности были рассмотрены выше в предыдущих параграфах. При этом необходимо учитывать, что 02 апреля 2020 года в московский Кодекс об административных правонарушениях была введена своя статья 3.18.1, которая устанавливает следующие виды ответственности в отношении граждан: 

1) невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, в том числе необеспечение режима самоизоляции — влечет наложение штрафа в размере 4000 рублей, а с использованием транспортного средства — 5000 руб.;

2) повторное совершение указанного правонарушения повлечет штраф 5000 руб.  

В преамбуле московского КоАП сказано, что он устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

С учетом того, что, как уже говорилось выше, с 01 апреля 2020 года субъектам Российской Федерации (в том числе Москве) были делегированы полномочия по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности, то, соответственно, регионы получили право устанавливать административную ответственность за их нарушение в своем региональном законодательстве об административных правонарушениях.

Таким образом, для разграничении ситуаций, когда может применяться региональное законодательство об административной ответственности, а когда  федеральное,  необходимо учитывать идет речь о нарушении федеральных или региональных требований.

Так, если нарушены требования Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (с последующим изменениями), то уполномоченные органы при выявлении правонарушения на территории Москвы  руководствуются положения указанной выше ст.3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Если же были нарушены описанные в предыдущих параграфах санитарно-эпидемиологические требования (например, предписания санитарных врачей), то подлежат применению положения ст.6.3 федерального КоАП.   

Особенности рассмотрения дел о взыскании штрафов за нарушение самоизоляции в Москве рассмотрены в соответствующем параграфе в статье «Пошаговая инструкция по самостоятельному оспариванию штрафа за нарушение режима самоизоляции (повышенной готовности)».

 Александр Латынцев, эксперт Научно-исследовательского института правовых экспертиз и комплексных исследований, эл.адрес: info@niilex.ru